Салтыковская киношкола

Исторический очерк, манифест и фильмография

СОБЕЛЬМАН - ОСНОВАТЕЛЬ САЛТЫКОВКИ

Более шестидесяти лет назад молодой экономист Илья Собельман построил себе дом среди липового парка. Его дом был не первым, появившимся в этих местах. Чуть к западу стоял дом Чертока, напротив - дом Фиша, дальше - дома Эзриных, Минкиных и некоторые другие. Но это были лишь отдельные дома. Собельман же мыслил в масштабах широких, надличностных: он не просто построил себе дачу, он воздвиг ее так, что образовалось новое целое. Отдельные дома оказались организованными планировкой, одновременно появилось несколько смысловых линий, каждая из которых брала начало или проходила через дом Собельмана. Возникла новая страна. Теперь всем известно ее название - Салтыковка.
В свои тридцать с небольшим лет Собельман имел семью (жену и двух мальчиков), некоторое количество денег, а также все необходимые качества государственного деятеля: независимый ум, энергию, талант градостроителя, но одновременно талант плотника и садовника. Впрочем, мы не так много знаем об этом человеке. Вероятно, с ним лучше было не ссориться. Известен случай, как он вступился за жену своего соседа Таубкина и выставил за дверь целую комиссию, посягавшую на их дом.
Всего два прожил Собельман в своем новом доме в Салтыковке, а затем продал его другим людям и навсегда расстался с этой землей. Сейчас Собельмана помнит одна лишь девяностолетняя тетя Шура Лемберг. Она знает о нем только, что он умер в расцвете лет - умер своей смертью.
Каждая страна таит в глубине своей исторической памяти вопрос, на который многие поколения пытаются дать единственный ответ. Почему Мудрая Мбавела сделала вид, что не заметила в кустах около термитника Ндугу, разрушителя храма? Почему дерзкий Краббука, одержав победу над мавританским флотом, утопил свои корабли? Почему Седой Свендунг совершил сделку с Богом Чумы, опустошившим его замки и земли? Почему Собельман, основатель Салтыковки, вынужден был покинуть ее? Что заставило его избрать участь изгнанника?
Нам, живущим сейчас в Салтыковке, кажется, что эта тайна лежит в основе всего существования этой страны, судеб всех ее жителей и законов создаваемого здесь искусства. От нее исходят и продолжают исходить множество других тайн, которые делают существование Салтыковки удивительным и непостижимым.

Петр Поспелов


САЛТЫКОВСКАЯ КИНОШКОЛА

объединяет художников, живущих в Салтыковке, живших в ней ранее, а также тех, кто приезжает в эту страну и связывает с ней образы своего творчества. Территория Салтыковки является основной зоной работы киношколы, однако ее нити тянутся также в такие центры мировой культуры, как Москва, Саратов, Стамбул, Бостон, Лос-Анжелес и Тель-Авив.
Салтыковская киношкола осознает свою деятельность в законах национальной школы кинематографа. Для нее существенны такие понятия, как история страны, культурно-историческая среда, уклад жизни, традиционные формы национального художественного сознания, мифология, деяния замечательных предшественников.
Принципиальным моментом салтыковского искусства является отсутствие границы между жизнью и художественным творчеством. Вся страна представляет собой единое, непрерывно развивающееся произведение искусства, создаваемое природой страны и всеми, кто в ней живет и находится. Члены киношколы - все жители Салтыковки, а отнюдь не только авторы фильмов. Фильмы отражают положение страны на определенных стадиях, но не задерживают ее дальнейшего развития. Работа съемочной группы в процессе создания фильма административно не выделяется из общей жизни Салтыковки, а производственные отношения внутри группы выступают как частный вид отношений интимных.
В Салтыковке не находится места политике, ибо устройству этой страны чужды классификация по произвольно выбранным признакам и функциональные отношения между людьми.
Структура и технология салтыковских фильмов вытекают из форм жизни и национального ландшафта. Так, 16-мм-вый формат был изобретен как наиболее адекватный двухколесному транспорту (основному в Салтыковке), а канонические пропорции экрана произошли от наиболее распространенных пропорций окон на верхних (вторых) этажах.
Наряду с идеей идентичности Салтыковке близка идея открытости. Салтыковская киношкола открыта к сотрудничеству с другими школами и артистами, к диалогу с идеями, пришедшими извне. Ей близки многие начинания, открывающие этап 90-х годов в мировой культуре, как, например, взаимодействие городов-синеполисов, кинематографических зон мира (Голливуд, Римини, Юрьевец и др.).
Внешний мир - тоже значимая область для салтыковского искусства, и осознается она прежде всего в категориях истории и морали. Не исключено, что открытость Салтыковки - это своего рода желание компенсации исторических утрат или просто стремление ответить на вопросы: почему ушел Собельман, почему многие уехали насовсем, почему, в конце концов, осенью пустеют дома? Мир за пределами Салтыковки привносит в ее искусство драматизм: мир реальный, где умер Собельман, где станет учительницей Маша (фильм "Маша, которая хочет стать учительницей"), - или мир неизвестный, загадочный, потусторонний, которого бежит герой фильма "Побудка" и в который он в результате отправляется.
Салтыковская киношкола имеет в своем активе также опыт театральных постановок, среди них самые известные - "Улица Глазунова", "Камерун" и, особенно, "Сон Татьяны"; выпущен ряд номеров газеты "Салтыковка". В настоящее время создается 35-мм-вый фильм "Собельман, основатель Салтыковки".

От Салтыковской киношколы -
Маша Возлинская, Елена Черемных,
Вадим Деев, Кирилл Кирнос, Илья Пеккер,
Петр Поспелов, Евгений Сыркин

Из статьи Б.Юхананова "Принципы хом-арта (Home-Art) и новый салтыковский фильм "Побудка"":

"Хом-арт - разомкнут, как и жизнь - неостановима. Любое чистое хом-артистское произведение рождается вне границ. Это не безграничное, а именно внеграничное существование, которое никогда не знало замкнутости, понятия границ и их преодоления... Пространство фильма уступает себя пространству дачи, "которую я люблю и в которой я живу". И в этом строгом совпадении рождается хом-артистское кино - принципиально счастливая область..."

ФИЛЬМЫ САЛТЫКОВСКОЙ КИНОШКОЛЫ:

Сокол - реж. Борис Петухов, 1963
Бриллианты тетушки Доббисон - реж. Петр Поспелов, 1975
Анахорет - реж. Петр Поспелов, 1985
Маша, которая хочет стать учительницей - реж. Петр Поспелов, 1987
Побудка - реж. Иван Скворцов, оп. Вадим Деев, 1990
Минималисты в пути - реж. Петр Поспелов, 1991
Серьезность, гигиеничность - реж. Петр Поспелов, Елена Черемных, Евгений Сыркин, 1991
Собельман, основатель Салтыковки - реж. Петр Поспелов, оп. Вадим Деев, 1993
Золушка - реж. Виктория Пригоникер, Виктория Алексеева, 2000