"Ария с колокольчиками". Как и чем снимался фильм

Из трех фильмов, стоящих сегодня в программе, фильм "Ария с колокольчиками" технологически самый простой. В 1991 году, когда мы его снимали, в распоряжении нашей группы были только видеокамера Panasonic M-10 и обычный видеомагнитофон. Более того, камера была в нашем распоряжении всего два дня: столько времени и занял процесс изготовления фильма. И еще одно обстоятельство -- фильм сделан не выходя из дома. Мы считаем своей победой, что нам удалось сделать эту, пусть небольшую и непретенциозную, работу с такими малыми затратами времени и производственных мощностей -- ведь, как правило, в нашей практике все было наоборот: фильмы снимались года по два, в течение которых мы только и делали, что возили на себе туда и обратно тонны съемочной техники.

Здесь же все было много приятнее. И прежде всего потому, что для фильма "Ария с колокольчиками", который вы сейчас увидите, нам и не нужно было ничего более сложного, чем видеокамера Panasonic M-10 и обычный видеомагнитофон.

Правда, огладываясь назад, мы ставим себе в вину то, что управлялись с фильмом целых два дня, а не, скажем, несколько часов. Но главная проблема была в том, что наш режиссер никак не мог придумать правильную структуру будущего фильма: он не потрудился сделать этого накануне и сидел за листком бумаги, упуская солнечные часы и отнимая время у своих соавторов. Когда же, наконец, структура была придумана, то все пошло как по маслу. Основную часть материала мы сняли очень быстро. Тут-то и начался период объяснения в любви видеокамере Panasonic M-10. Дело в том, что на этой камере звук можно было писать на две параллельно идущие дорожки. Что и было сделано. Поставив телевизор около рояля, мы перемотали ту же самую кассету на начало, а затем, под предводительством нашего композитора, исполнили музыку и записали ее на вторую дорожку. На первой же дорожке остался тот звук, который был записан во время съемки -- к слову говоря, этот звук мы считали тоже музыкой, поэтому общий музыкальный результат складывался теперь уже из двух партий. К сожалению, тут как раз стемнело, и первый съемочный день пришлось закончить. На следующее утро работа была продолжена, но уже в обратном порядке. Нашу кассету, на которой уже было записано изображение и две звуковые дорожки, мы снова вставили в видеокамеру Panasonic M-10. И стали работать над финальной частью фильма -- той частью, которая, по нашему плану, должна была заронить в зрителя наиболее насыщенные изобразительные и музыкальные впечатления. Снимая финальные кадры, мы обдуманно затирали на кассете часть из того, что было снято нами ранее -- при этом оставляя записанный ранее звук. Когда с этим было покончено, на кассете оставался материал с двухдорожечным звуком и большим количеством вставленных кадров -- однако пока еще не подвергнутый монтажу. Монтаж не замедлил последовать -- и только здесь пригодилась вторая видеокассета, а также та структура, выдумание которой отняло у нас столько лишних часов. При монтаже материал просто кусками переписывался с камеры на видеомагнитофон -- однако в этом имел свое продолжение и процесс музыкального творчества. Он выразился в том, что наш режиссер по ходу переписи играл на переключателе звуковых дорожек -- тогда звук шел либо с одной, либо с другой, либо с обеих вместе. Разумеется, дорожки надо было переключать вдохновенно, не говоря уже о том, что вовремя -- поэтому было сделано несколько дублей. А закончилась работа над фильмом тем, что в него вставили титры.

Таким образом, весь вышеизложенный процесс прошел пять стадий:

1.структура

2.съемка

3.музыка

4.вторая съемка

5.монтаж, он же вторая музыка.

Добавим к этому, что жизнь, соками которой наполнен фильм, вливалась в него на всех стадиях, кроме первой -- то есть сочинения структуры. Добавим и кое-что еще -- если бы в нашем распоряжении в эти два дня была более совершенная съемочная и монтажная техника, то мы не сумели бы провести тот опыт, результат которого имеем наглость предложить сегодня Вашему просвещенному вниманию.

Как все честолюбивые авторы, мы волнуемся -- потому что не знаем, придется ли наш фильм вам по душе. Но смеем вас заверить, что в нем вы найдете произведение, которое отличает редкое согласие между замыслом и приложенными к нему средствами осуществления. Желаем вам приятных впечатлений от просмотра.

Творческая группа фильма "Ария с колокольчиками".