Адрес статьи: http://russlife.ru/allworld/read/duh-moderna/ Дух модернаПамяти ВишневскойРусская жизнь / Среда 12 декабря 2012 Не стало Галины Вишневской, пережившей Мстислава Ростроповича на пять лет. Их имена трудно отделить одно от другого, хотя немало триумфов они испытали и порознь. Секрет привлекательности этой пары — в полной несхожести жизненных и творческих темпераментов. В жизни Ростропович мог казаться небожителем, способным не помнить, в каком городе мира ему завтра играть. Вишневская, напротив, демонстрировала практическую хватку и тотальный контроль над жизненными обстоятельствами. Ростропович, улыбчивый и сентиментальный, стремился понравиться каждому. Вишневская — никому и никогда. От него исходило дружелюбие, от нее летели искры. В творчестве соотношение их ролей было несколько иным. Ростропович был абсолютным классиком, принимавшим мир в гармонии. Века классического искусства и актуальные новинки, которыми не уставали снабжать его современные композиторы, мирно уживались в футляре его виолончели. Вишневская — певица модерна, ее художественный мир прихотлив и дисгармоничен, резкие черты в нем сочетались с тончайшими оттенками. В драматических партиях вроде Тоски голос ее, говорят, разрывал пространство. Но Татьяну в «Онегине» или романсы Рахманинова она пела неотмирно, подпуская неуловимого дурмана. Ростропович, выходя последний раз на сцену незадолго до смерти, казался просветленным, он забыл зло, простил врагов. Когда пришел час, дух классики покинул землю с миром. А дух модерна воевал до последнего. Хотя Вишневская была занята созиданием — основала свой центр оперного пения, воспитывала молодежь, — кажется, что она всегда была против и никогда за. Потому и хочется помнить о ней с благодарностью
|