Критика
Ярослав Тимофеев возглавил журнал «Музыкальная академия»
30-летний музыковед вступил в должность главного редактора старейшего научно-музыкального журнала России
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Понедельник 12 ноября 2018

Как Большому театру помог режиссер, а «Новой опере» – дирижер
В Москве показали две оперные премьеры – «Севильского цирюльника» и «Мадам Баттерфляй»
Петр Поспелов / Ведомости / Понедельник 05 ноября 2018

О чем говорят номинации «Золотой маски»
По спискам претендентов на национальную театральную премию удобней всего следить, как меняется российский театр
Антон Хитров, Петр Поспелов, Анна Галайда, Олег Зинцов / Ведомости / Среда 31 октября 2018
Современные русские композиторы: Юрий Красавин, Александр Маноцков, Владимир Раннев, Алексей Ретинский, Настасья Хрущева, Кирилл Широков, Андрей Кротов, Евгений Загот, Кира Вайнштейн

Смычок «Со святыми»
Александр Рамм записал три виолончельные сюиты Бенджамина Бриттена
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Среда 10 октября 2018

Как Петрусю досталось
Пресыщенным московским слушателям повезло с музыкальными премьерами. Осенние события – два «Кандида», три Виолончельные сюиты и двадцать четыре «Буковинские песни»
Петр Поспелов / Ведомости / Среда 03 октября 2018
Современные русские композиторы: Леонид Десятников

Как прошло открытие концертного зала «Зарядье»
К Дню города Москва обзавелась новой симфонической площадкой. На ней сыграли лучшие оркестры страны под руководством Гергиева и Плетнева
Петр Поспелов / Ведомости / Понедельник 10 сентября 2018
Современные русские композиторы: Родион Щедрин

К началу московского оперного сезона положили «Жизнь за царя»
Концертное исполнение оперы Глинки в театре «Новая Опера» прошло шероховатым, но обещающим образом
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Вторник 04 сентября 2018

Чисто почитать
Союз композиторов России провел «Композиторские читки» – трехдневный проект, в ходе которого молодые композиторы показывали свои сочинения опытным музыкантам и получали профессиональные наставления
Петр Поспелов, Владимир Жалнин / Музыкальная жизнь / Среда 29 августа 2018
Современные русские композиторы: Юрий Воронцов, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Георгий Дорохов, Николай Корндорф, Дмитрий Курляндский, Настасья Хрущева, Александр Хубеев, Альфред Шнитке

Музыкальную форму еще не отменили. Композиторские читки. День второй
По наблюдениям Юрия Воронцова, современные композиторы успели разделаться пока только с мелодией, гармонией и оркестровкой
Петр Поспелов / Союз композиторов России / Суббота 21 июля 2018
Современные русские композиторы: Юрий Воронцов, Эдисон Денисов, Георгий Дорохов, Николай Корндорф, Дмитрий Курляндский, Альфред Шнитке

Читаем в темпе
"Композиторские читки" проходят в разных направлениях
Петр Поспелов / Союз композиторов России / Пятница 20 июля 2018
Современные русские композиторы: Юрий Воронцов, Дмитрий Курляндский, Настасья Хрущева

Читать больше:
Музыкальная критика
посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

посмотретьПетр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

посмотретьЦарица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

посмотретьТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля

посмотретьПетр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

посмотретьПетр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

посмотретьПетр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко


посмотретьПетр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия

посмотретьПетр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

посмотретьПетр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

посмотретьПетр Поспелов - Концертная фантазия Мария Федотова, флейта Петр Кондрашин, виолончель Москва, Центр имени Чайковского, 25 сентября 2009

посмотретьТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

посмотретьПетр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

посмотретьТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи


посмотретьПетр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.


посмотретьТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

посмотретьПетр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

Другие видео

Мировая премьера

Опера «Царь Демьян» на фестивале «Звезды белых ночей»

Ведомости / Вторник 26 июня 2001
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — В этом году в программу фестиваля «Звезды белых ночей», художественным руководителем которого является главный дирижер Мариинского театра Валерий Гергиев, впервые была включена постановка современной оперы. Мировая премьера «Царя Демьяна» — «ужасного оперного представления» по мотивам народной пьесы, написанного пятью композиторами из обеих столиц специально для главного петербургского фестиваля, возможно, станет толчком для дальнейшего пополнения современного репертуара Мариинки.
Валерия Гергиева давно упрекали в невнимании к современной опере. В выборе своих симфонических программ он ориентировался только на композиторские авторитеты — от Тихона Хренникова до Софии Губайдулиной. При этом Гергиев считает, что современный композиторский ландшафт жидковат для театра, который старается походить на мировые оперные дома. Возможно, поэтому Гергиев, ставший художественным руководителем постановки «Царя Демьяна», подстраховался: хоть и с символикой Мариинки на программках и буклетах, спектакль шел на сцене Малого драматического театра Льва Додина.
К тому же в историческом здании Мариинского театра на Театральной площади нет малой сцены, на которой можно было бы показывать подобные экспериментальные работы.
Идея создания коллективной оперы принадлежит московскому музыкальному критику Петру Поспелову. Она выросла из летнего театрального действа в усадьбе «Поленово», где внучка художника Василия Поленова и дочь советского композитора Анатолия Александрова Елена Поленова уже много лет хранит традиции домашнего театра и пишет оперные либретто. Для поленовского театра старинный площадной фарс «Царь Максимилиан» и был переработан в либретто «Демьяна» (с музыкой самого Поспелова). Другими корнями питерская премьера уходит в нашумевший прошлогодний проект — под эгидой баховского юбилея несколько десятков молодых композиторов и поэтов создали оригинальные «Страсти по Матфею — 2000».
Партитуру «Царя Демьяна» написали пять композиторов: москвичи Ираида Юсупова и Владимир Николаев, питерцы Вячеслав Гайворонский и Леонид Десятников и коллективный автор — ТПО «Композитор» (в котором есть и вклад автора проекта). Скрепленная единым литературным либретто, в целом музыка оперы звучит однородно, хотя высокий класс Десятникова легко узнаваем хотя бы по его фирменному стилю а-ля Стравинский. Возвышенное письмо Десятникова оттеняли балаганные номера ТПО, а между ними каждый в зрительном зале выбирал по вкусу. Кому пришелся по душе джазовый стиль Гайворонского, кто-то разглядел мастерство в усредненной по качеству музыке Николаева или в напоминавшем песни «ДДТ» вкладе представительницы слабого пола.
Поставить балаганное действо с постмодернистским привкусом пригласили питерского режиссера Виктора Крамера, который уже прославился своими работами — «сНежным шоу» Вячеслава Полунина, юбилеем Эдиты Пьехи. Вместе с художником Александром Бродским режиссер отказался от намека на лубок, справедливо посчитав, что в самой партитуре его и так достаточно. (Комичность партитуре придает участие противоположных по тесситуре голосов — от баса-октависта до контртенора — и введение неакадемических голосов и инструментов.) Одетые в облегающие трико артисты оказались помещенными в деревянные конструкции на колесиках, напоминающие уличные сортиры или пляжные кабинки для переодевания. Профессиональный лоск постановке придал и тщательный подбор молодых певцов.
Несмотря на то что боязливый и консервативный круг питерских меломанов прочил этому эксперименту провал, премьера «Царя Демьяна» прошла очень успешно. Присутствовавший на ней Гергиев, кажется, остался до-волен.
Мариинский театр в этом сезоне выпустил восемь оперных премьер, но по-настоящему удачным оказался только «Китеж» Римского-Корсакова. Ставка на средней руки западных режиссеров и таких же по качеству дежурных мастеров Мариинки все время себя не оправдывает. К концу сезона ощущалось, что даже питерские фанаты устали от этого премьерного конвейера, приносящего каждый раз больше разочарований, чем восторгов. И поиск нестандартных решений в репертуарной политике главного российского театра необходим прежде всего ему самому.


Критика
Ярослав Тимофеев возглавил журнал «Музыкальная академия»
30-летний музыковед вступил в должность главного редактора старейшего научно-музыкального журнала России
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Понедельник 12 ноября 2018

Как Большому театру помог режиссер, а «Новой опере» – дирижер
В Москве показали две оперные премьеры – «Севильского цирюльника» и «Мадам Баттерфляй»
Петр Поспелов / Ведомости / Понедельник 05 ноября 2018

О чем говорят номинации «Золотой маски»
По спискам претендентов на национальную театральную премию удобней всего следить, как меняется российский театр
Антон Хитров, Петр Поспелов, Анна Галайда, Олег Зинцов / Ведомости / Среда 31 октября 2018
Современные русские композиторы: Юрий Красавин, Александр Маноцков, Владимир Раннев, Алексей Ретинский, Настасья Хрущева, Кирилл Широков, Андрей Кротов, Евгений Загот, Кира Вайнштейн

Смычок «Со святыми»
Александр Рамм записал три виолончельные сюиты Бенджамина Бриттена
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Среда 10 октября 2018

Как Петрусю досталось
Пресыщенным московским слушателям повезло с музыкальными премьерами. Осенние события – два «Кандида», три Виолончельные сюиты и двадцать четыре «Буковинские песни»
Петр Поспелов / Ведомости / Среда 03 октября 2018
Современные русские композиторы: Леонид Десятников

Как прошло открытие концертного зала «Зарядье»
К Дню города Москва обзавелась новой симфонической площадкой. На ней сыграли лучшие оркестры страны под руководством Гергиева и Плетнева
Петр Поспелов / Ведомости / Понедельник 10 сентября 2018
Современные русские композиторы: Родион Щедрин

К началу московского оперного сезона положили «Жизнь за царя»
Концертное исполнение оперы Глинки в театре «Новая Опера» прошло шероховатым, но обещающим образом
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Вторник 04 сентября 2018

Чисто почитать
Союз композиторов России провел «Композиторские читки» – трехдневный проект, в ходе которого молодые композиторы показывали свои сочинения опытным музыкантам и получали профессиональные наставления
Петр Поспелов, Владимир Жалнин / Музыкальная жизнь / Среда 29 августа 2018
Современные русские композиторы: Юрий Воронцов, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Георгий Дорохов, Николай Корндорф, Дмитрий Курляндский, Настасья Хрущева, Александр Хубеев, Альфред Шнитке

Музыкальную форму еще не отменили. Композиторские читки. День второй
По наблюдениям Юрия Воронцова, современные композиторы успели разделаться пока только с мелодией, гармонией и оркестровкой
Петр Поспелов / Союз композиторов России / Суббота 21 июля 2018
Современные русские композиторы: Юрий Воронцов, Эдисон Денисов, Георгий Дорохов, Николай Корндорф, Дмитрий Курляндский, Альфред Шнитке

Читаем в темпе
"Композиторские читки" проходят в разных направлениях
Петр Поспелов / Союз композиторов России / Пятница 20 июля 2018
Современные русские композиторы: Юрий Воронцов, Дмитрий Курляндский, Настасья Хрущева

Читать больше:
Музыкальная критика
посмотретьТПО Композитор - Детские игры - Москва, "Возвращение", 2009 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой. Для большого ансамбля


посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата: 2. Das Lied и la canzone «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов - Мне Бригитта скажет Слова и музыка Петра Поспелова Исполняют Елизавета Эбаноидзе и Семен Гуревич. За роялем -

посмотретьТПО Композитор - Детские игры (Jeux d'enfants) - Киев 2012 Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова песни Екатерины Поспеловой New Era Orchestra

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 1. Увертюра «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов - Искатели жемчуга в Яузе Кантата для сопрано, облигатной трубы, ансамбля и камерного оркестра Москва, Дворец на Яузе, 31.12.2011.

посмотретьПетр Поспелов - Призыв БСО им. П.И.Чайковского Дирижер Владимир Федосеев 29.12.2010, Дворец на Яузе, Москва

посмотретьТПО "Композитор" - Jeux d'enfants Детские игры - Музыка Петра Поспелова и Дмитрия Рябцева. Слова Екатерины Поспеловой -

посмотретьПетр Поспелов – Грузинская песня "Ожерелье". Слова народные, перевод Яна Гольцмана Елизавета Эбаноидзе, голос Кирилл Уманский, фп. Сортавала, Дом

посмотретьЦарица Эмма Слова Екатерины Поспеловой Музыка Петра Поспелова Солисты, хор и оркестр театра "Новая опера" Вставной

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 6. Свадебный гимн «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов - Петя и Волк 2 Продолжение музыкальной сказки С.С.Прокофьева. Российский национальный оркестр. Дирижер Владислав Лаврик. Рассказчик Александр Олешко


посмотретьПетр Поспелов - Двенадцатая ночь - Первая песня Оливии Стихи - Анна Алямова Оливия - Елизавета Эбаноидзе Анастасия Чайкина, скрипка Валерия


посмотретьПетя и Волк и не только - спектакль Московского театра кукол Сергей Прокофьев. "Петя и Волк". Петр Поспелов. "Петя и Волк - 2". Автор идеи

посмотретьПетр Поспелов - Зимняя ночь на стихи Бориса Пастернака Лиза Эбаноидзе, сопрано Семен Гуревич, скрипка Анастасия Чайкина, скрипка Никита

посмотретьПетр Поспелов - Призыв. Фрагмент репетиции Владимир Федосеев, БСО им. Чайковского. 2010. ГДРЗ

посмотретьТПО Композитор - Хор жалобщиков Санкт-Петербурга Музыка Петра Поспелова и Александра Маноцкова. Стихи Екатерины Поспеловой на основе жалоб горожан Санкт-Петербурга.

посмотретьПетр Поспелов. Внук пирата. 3. Ария Тани «Платформа». Винзавод, 29.11.2013

посмотретьПетр Поспелов – Бог витает над селом – Стихи Тараса Шевченко Лиза Эбаноидзе, сопрано. Наталия Рубашкина, меццо-сопрано. Анастасия Чайкина, скрипка. Людмила Бурова, фортепиано Концерт памяти

посмотретьПетр Поспелов - Селима и Гассан Симфонический триптих. Концертный зал Чайковского. Финал Конкурса композиторов YouTube 2010

посмотретьПетр Поспелов - Жди меня на слова Константина Симонова (1941). Лиза Эбаноидзе, сопрано. Семен Гуревич, скрипка. Петр Поспелов, фп.

посмотретьПетр Поспелов - Пипо растельмоз Квартет имени Э. Мирзояна и Мария Федотова, флейта Первая скрипка - Арам Асатрян Вторая

посмотретьПетр Поспелов - Концертная фантазия Мария Федотова, флейта Петр Кондрашин, виолончель Москва, Центр имени Чайковского, 25 сентября 2009

Другие видео